Молитва, чтение слова Божия, богослужение и Таинства — средства против духа уныния

«От чего бы, впрочем, ни происходило уныние,
молитва всегда есть первое и последнее против него средство.
В молитве человек становится прямо лицу Божию:
но если, став против солнца,
нельзя не озариться светом и не почувствовать теплоты,
тем паче свет и теплота духовные
суть непосредственные следствия молитвы.
Кроме сего, молитвой привлекаются
благодать и помощь свыше, от Духа Святаго;
а где Дух Утешитель, там нет места унынию,
там самая скорбь будет в сладость.

Чтение или слушание слова Божия, особенно Нового Завета,
есть также сильное средство против уныния.
Спаситель ненапрасно призывал к Себе
всех труждающихся и обремененных,
обещая им успокоение и радость.
Радость сию он не взял с Собою на небо,
а всецело оставил в Евангелии
для всех скорбящих и унылых духом.
Кто проникается духом Евангелия,
тот престает скорбеть безотрадно,
ибо дух Евангелия есть дух мира, успокоения и отрады.

Богослужения, и особенно святые Таинства Церкви,
также великое врачевство против духа уныния:
ибо в церкви, яко доме Божием, нет для него места;
Таинства все направлены против духа тьмы
и слабостей природы нашей,
особенно Таинство Исповеди и Причащения.
Слагая с себя тяжесть грехов посредством Исповеди,
душа чувствует легкость и бодрость;
а приемля в Евхаристии брашно Тела и Крови Господа,
чувствует оживление и радость».

Иннокентий Херсонский, свт. Слово в среду недели 2-й Великого поста.