
«Хотите ли, наконец, подойти к Самому Господу и идти с Ним на вольное Его страдание, как бы шаг за шагом?
Вот что сделайте: пройдите углубленным размышлением весь крестный путь Господа, восприимите чувством болезни Его, сколько сие вместимо естеству нашему, и спостраждите Ему сердцем.
Начните с моления Господа в саду Гефсиманском, в туге и томлении до кровавого пота;
идите с Ним, связанным, по крутизнам и ущельям до двора архиереев;побудьте с Ним при неправедных нареканиях на Него, при издеваниях рабов глумливых, при отречении Петра;
последуйте за Ним к Пилату, от Пилата к Ироду и обратно;слушайте крик народа и ярость осудителей и неправедный приговор;понесите с Ним Крест на Голгофу — тяжелый до падения под ним, при шуме народа ослепленного и язвительных речах старейшин торжествующих;перенесите на себя пригвождение ко Кресту, когда в живую плоть вбивали гвозди, поднятие Креста, раздиравшее раны и возмущавшеекруговращение жизни, плач приближенных, и в среде их Матери Пречистой, глумление неразумных, крайнее истощание до „жажду“ — и преклонение главы с преданием духа Господу.
Пройдите все сие мысленно и живее воспроизведите в себе, возбудите сочувствие к тем болезням и так приискренне войдите в сострадание, что как бы сами вы страдали и принимали раны».
Феофан Затворник, свт. Двери покаяния. М., 2007. С. 361–362.

