«…Христос в настоящий день со всей ясностью объявил Себя Мессией, что означает Христос, или „Помазанник“ (ибо „меса“ по-еврейски значит „елей“)…
Некоторые толкователи под пятью мужьями разумеют Пятикнижие Моисеево, которое признавали самаряне, а под шестым — учение Христа, которое еще не было для них учением того Пятикнижия, ибо и благодать еще не излилась.
Другие разумеют здесь пять законоустановлений от Бога: первое в раю, второе после изгнания оттуда, третье при Ное, четвертое при Аврааме, пятое при Моисее, а шестое — Евангелие, которого жившие тогда еще не имели.
Есть и такие, что говорят о пяти чувствах …
наводит ее на размышление о высоком, заговорив о духовной воде, которую представляет неиссякающей и очистительной, ибо и в иных случаях постоянно уподобляет Дух Божий воде и огню…
Женщина эта — та самая самарянка, которую Христос нарек впоследствии Фотинией и которая украсилась при Нероне мученическим венцом вместе с семью ее сыновьями после многих истязаний — строгания железом, отсечения сосцов, сокрушения рук, забивания щепок под ногти, напоения расплавленным оловом и испытания иными бесчисленными муками и наконец, по расторжении надвое тела, привязанного к двум пальмам».
Синаксарь в неделю пятую по Пасхе о самаряныне.