Великая Пятница. Вынос Плащаницы

«Пребывая телесно в новом гробе, Христос Спаситель душою и Божеством сошел во ад, или, что то же, во внутренность земли. По представлению богословов-литургистов, адское царство находится в земной внутренности. Вековые врата ненасытно поглощали души умерших в течение нескольких тысячелетий и, за очень малыми исключениями, почти никого не выпускали. Ад — царство диавола и ему подвластных злых духов, смеялся над всеми умершими людьми, считая их неисходными жителями адских мест. Сюда то и нисшел Вседержавный Господь Спаситель. От величайшего Света Его, Бога Слова, сокровенного в земле, земля вся сотряслась страхом. Безумный ад уже готовился принять Бессмертного. Он все еще считал Христа простым человеком, видя Его пригвождение ко кресту, смерть, окровавленную плоть и погребение.

И вдруг, к изумлению демонского царства, во аде явился не простой человек, но крепкий Божеством Светоносец. Ужаснулись, вострепетали адские князья-вратари, увидев Единого от Троицы. Смерть ощутила свое бессилие пред Самосущей Жизнью и конец своей державной силы.

По мановению Господа мгновенно разбились медные плачевные врата ада, стерлись железные запоры на них, разорвались оковы адских бесчисленных узников, челюсти ада сокрушились. Темновидные адские тайники внезапно облистались зарей Божественного света, „обложились“ сиянием Христова Божества. Народы, заключенные во днах ада, увидели свет Христов, пришли к общению со славой Божией, воздвиглись, как бы от сна, и наполнились радостью и многой сладостью. Божественная светлость совершенно потребила адскую мглу.

Ад, осияваемый Спасителем, ужаснулся неизменного Божества Его. Рыдая, диавол и его ангелы говорили в себе: „Кто это есть, что не осуждается в преисподние земли и, как палатку, разоряет узилища смерти. Я принял Его, как мертвого, и трепещу как Бога. Мне было бы лучше не принимать Родившегося от Марии. Он разрушает мою державу. Я принял Его, как одного из мертвых, но не могу держать Его и с Ним теряю мертвецов от века. Вижу Невидимого, тайно бьющего меня“.

Не так отнеслись к явлению Господа во аде души умерших от века.

Праведники, заключенные здесь и оставленные Богом от века, вспоминали здесь Спасителя и молились Ему о спасении. Они с любовию приняли Его явление. Им радостно было слушать Его повеление аду — отдать мертвых и возглашение к Себе: „Покажитесь (из тьмы), откройтесь“.

Обращаясь к несметным толпам явившихся узников ада, Спаситель наставлял их словом невечерней светлой жизни о Боге и уверовавших Его проповеди освободил от тьмы неведения, прегрешений и из руки диавола.

Между прочим Он говорил слушателям Своей проповеди: „Дерзайте! Я ныне победил. Я есмь воскресение всех людей и вас возведу на небо. Восстаньте из ада. Верующие! выйдите в воскресение“.

Тогда возликовал и взыграл явившийся пред Господом праотец Адам. .Некогда, вследствие греха своего, он убоялся Сына Божия, ходившего в раю, теперь же веселился при виде Искупителя мира. Христово благовестие во аде вызвало восторженное ликование во всех, с верою внимавших проповеди о спасении… Сонм уверовавших во Христа единогласно воскликнул Ему: „Слове! Поистине Ты пришел всех нас развязать от уз!“

Схождение Христа Спасителя во ад освободило от мучительства адова весь род Адама, соединившийся со Христом верою, покаянием и любовию. Второй Адам Господь как бы на своих плечах вынес из тайников ада первого Адама со всем его верующим потомством и как Бог даровал им вечную жизнь и нетление.

Так низложено было мучительство ада, разорваны смертные узы миллионов томившихся здесь людей и получивших свободу ради креста Христова. Вслед за Искупителем они веселой поступью изошли отсюда в незаходимый небесный свет — от смерти к жизни — и восхвалили безмерное Христово благосердие.

Только Христос Спаситель мог вознести человеческое естество, лежащее внизу, открыть ему входы к бессмертной блаженной жизни и сочетать его с ангельским миром ценой воплощения и крестной смерти. Господь исхитил из всеядного чрева ада бесчисленный сонм народов, как овец, и опустошил многочеловечное богатство преисподней.

Пребывая во аде. Спаситель, как вездесущий, не оставлял и небесного круга. Но во аде голос жизни Его связал смерть и диавола, опустошил царства преисподней земли и вдохнул в души умерших благодать вечной жизни».

Вениамин (Милов), еп. Чтения по литургическому богословию.