«Осанна в вышних»: что это значит?
«Хвалебная же песнь „Осанна“ возсылается Богу, ибо в переводе она означает: „Спаси Господи“. Присовокупив же „в вышних“, они показали, что Он не только на земле и не только от людей, но и на небесах воспевается небесными Ангелами.
Воспевая же Его так, они только возвещают Его Богом, но противоборствуют также зловетному и богоборческому замыслу книжников и фарисеев и убийственным предлогам, выдвигаемым ими. Ибо те безумно говорили о Нем: „Несть Сей Человек от Бога, и пoелику много знамений творит, если не возмем и не убьем Его, то все уверуют в Него, и придут римляне и возмут место и язык наш“ (Ин 11. 47–48).
Что же говорит народ? — „Благословен грядый во имя Господне“, являя этим, что Он — Сущий от Бога и Отца и пришедший во имя Отца, как и Сам Господь говорил о Себе: „Аз приидох во имя Отца Моего, от Бога изыдох, и иду“ (Ин 5. 43, 16. 27–28).
Под изречением же: „Благословенно грядущее Царство… Отца нашего Давида“ (Мк 11. 10), подразумевается такое царство, в которое, по пророчеству, предназначено веровать и язычникам, и особенно — римлянам. Ибо этот Царь — не только надежда Израиля, но и чаяние язычников…»
Григорий Палама, свт. Омилия XV. В Неделю Ваий.