«Пишешь, что NN. страдает какими-то нервными головными болями. Испытывал и я, и испытываю иногда эти головные боли, и знаю, что они значат; а на днях и порядочно пожали меня простудные ревматические боли. Теперь, слава Богу, немного лучше, а щека и гнилой зуб и теперь всё побаливают. Не вотще сказано в псалмах: „Проидохом сквозь огонь и воду, и извел ны еси в покой“ (Пс 65. 12).
Скорбь и болезнь жгут иногда, как огонь; а испарина и пот после жару в болезни и слезы от скорби омывают человека, как водой. Благодушно и благодарно терпящим всё это обещается там покой. Да ведь какой? И сказать невозможно; только требуется для этого жить осторожно и, прежде всего, жить смиренно, а не тревожно, и поступать, как следует и как должно.
В ошибках же каяться и смиряться, но не смущаться. Смущение нигде в числе добродетелей не показано и никому не приносит пользы, а всегда только вред, хотя и кажется иногда благовидным, но, в сущности, составляет только душевный бред; а бредят только в болезни, потому и смущение должно отнести к числу душевных болезней и лечить оное смирением и покорностью Промыслу и воле Божией. — „Господь бо хощет всем спастися и в разум истины приити“ (1Тим 2. 4)».
Амвросий Оптинский (Гренков), прп. Письма к мирским особам. Письмо 21.