«После преступления Адамова
закрыт был рай для рода человеческого …
Все, даже святые угодники Божии,
по окончании этой временной жизни шли не в рай, а в ад …
Кто же потом отверз райскую дверь?
Христос, новый Адам.
Каким ключом? Крестом,
ибо Крест есть ключ к замку рая …
Посмотрим, как вошел в рай разбойник?
Не страданием ли крестным? …
посередине между крестом страдания христианского и раем
нет никаких преград, препятствий и неудобств,
ибо не преграждены они ни великой стеной,
ни высокими непроходимыми горами,
ни глубокими рвами, ни быстротекущими реками,
но тут же при кресте и рай …
претерпевающий что-либо во имя любви Божией с благодарностью стоит уже при дверях райских: крест и тотчас рай.
Итак, то, что сделал Крест Христов,
получил и крест разбойника:
страдание Христово отверзло рай,
а страдание разбойника привело его в рай.
Действие обоих велико и преславно».
Димитрий Ростовский, свт. Поучение второе на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня («А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6:14)).