Рождество Христово. Праздничная служба

«Праздничная служба в Рождество Христово, как и в другие праздники, состоит из бдения, но оно здесь начинается великим повечерием. Привыкнув в течение года слышать под праздник в церкви торжественную вечерню с её величественным исполнением предначинательнаго псалма, с её входом, паремиями, верующий не может не поразиться и совершенно особенным образом не настроиться, когда ему, вступающему в праздник Рождества Христова, вдруг вместо этого предлагается длинное монотонно-скорбное, прямо покаянное, чтение великого повечерия. Тут со стороны Церкви замечательно рассчитанное действие на душу, на самые сокровенные тонкости душевных движений, на склонность человека к контрастам и новизне …

Великое повечерие, которым начинается рождественская всенощная, вместе с тем хорошо указывает верующим на то, что событие воплощения Слова Божия, кроме радостной стороны, имело и скорбную: вызвано оно было грехом; для Божества оно было своего рода печальною необходимостью, крайним средством спасения человечества; для Сына Божия оно было, правда — временным, истощанием, нищетою, обогатившей нас, но не Его …

Но чтобы не омрачить совсем радости начинающегося праздника, великое повечерие, открывающее праздничное бдение, перемежается радостным пением „С нами Бог“, и покаянные тропари на нем заменяются праздничными тропарем и кондаком. С этою же целью и весь конец повечерия заменяется окончанием из вечерни: литией, стиховными стихирами, „Ныне отпущаеши“ и т. д.»

Скабалланович М. Н. Христианские праздники. Всестороннее освещение каждого из великих праздников со всем его богослужением. Книга 4. Рождество Христово.